Рациональное питание обучающихся - одно из условий создания здоровьесберегающей среды в общеобразовательных учреждениях, снижения отрицательных эффектов и последствий функционирования системы образования. Недостаточное поступление питательных веществ в детском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, способствует проявлению обменных нарушений и хронической патологии. Важнейшим условием для поддержания здоровья, высокой работоспособности и выносливости человека является полноценное и правильное питание. Вопросы организации школьного питания в последние годы вызывают повышенный интерес.
Система организации питания в Лицее ставит перед собой следующие задачи:
- обеспечить учащихся полноценным горячим питанием;
- следить за калорийностью и сбалансированностью питания;
- прививать учащимся навыки здорового образа жизни;
- развивать здоровые привычки и формировать потребность в здоровом образе жизни;
- формировать культуру питания и навыки самообслуживания.
Для решения этих задач Лицеем задействован целый ряд сотрудников, которые систематически решают данные задачи. Прежде всего, это работники столовой . На их ответственности находится вопрос приготовления вкусной и приготовленной в соответствии со всеми технологиями пищи. В обязанности работников пищеблока входит выполнение всех норм хранения и реализации продуктов, а также выполнение всех санитарно - гигиенических норм. Для контроля над работой пищеблока создана бракеражная комиссия, в которую входят главный повар и фельдшер. В ее обязанности входит контроль за поступающей сырой и готовой продукцией, за условиями хранения полученных продуктов, их реализацией согласно срокам.
В Лицее ведутся два бракеражных журнала: бракераж сырой и бракераж готовой продукции, журнал здоровья работников пищеблока, журнал температурного режима холодильного оборудования, журнал рационпитания, журнал витаминизации третьих блюд.
В 2012 году в столовой были установлены: пароконвектомат (1), подставка под пароконвектомат (1), электрические плиты шестиконфорочные (2), посудомоечная машина (1), стол предмоечный (1), универсальная кухонная машина с насадками (1), холодильники (4), фильтр водоумягчитель (2).
Новое оборудование эффективно содействует улучшению качества приготавливаемой пищи, позволяет готовить диетические блюда (на пару), способствует разнообразию блюд в школьной столовой, увеличению охвата питания, уменьшению показателей по аллиментарно – зависимым заболеваниям, изменению показателей групп здоровья.
Школьная столовая укомплектована необходимой посудой. Мытье и дезинфекция производятся с соблюдением всех норм санитарно - гигиенического режима вручную. Перед входом в столовую организовано специальное место для мытья рук (6 умывальников), оборудованное электрополотенцами (1 шт.).
В организации питьевого режима имеется 2 стационарных питьевых фонтанчика.
В меню учащихся систематически включаются блюда из мяса, рыбы, молока. В целях совершенствования организации питания детей и преодоления дефицита микроэлементов организовано снабжение столовой йодированным хлебом, солью. Проводится «С» - витаминизации третьих блюд.
В столовой 290 посадочных мест.
Питание школьников организовано на больших переменах продолжительностью по 20 минут - по графику.
На переменах организовано дежурство учителей, которые смотрят за порядком в зале.
Учащиеся получают все виды горячего питания в школьной столовой: завтрак, обед.
Льготное питание учащихся организуется по спискам, утвержденным приказом Лицея, в которых включаются дети из многодетных и малообеспеченных семей, дети у которых один из родителей – инвалид. Дети данных категорий получают двухразовое питание, если посещают ГПД.
Чрезвычайно актуальным является для нас решение вопроса формирования культуры питания ребенка, чтобы он с детства был пропитан пониманием, что здоровье - это основа интересной, продуктивной жизни, а основа здоровья - это правильное питание. И, конечно, необходимо формировать у детей правильные ориентиры на выбор продуктов питания, на организацию процесса питания в целом. С этой целью проводится систематическая работа:
В течение учебного года проходят родительские собрания по темам: «Правильное питание – залог здоровья», «Азбука здорового питания», на которых выступают классные руководители, школьная медсестра. Еженедельно на совещаниях при директоре заслушиваются вопросы организации и развития школьного питания. Ежемесячно подводится анализ охвата горячим питанием учащихся Лицея. В классах проводятся классные часы по темам: «Режим дня и его значение», «Культура приема пищи», «Острые кишечные заболевания и их профилактика», «Витамины – наши друзья», викторины «Питание и твое здоровье», «Путешествие в страну питания», «Его Величество этикет», «Правила поведения за столом» и т.д. Работа по воспитанию культуры питания, пропаганде ЗОЖ среди родителей включает в себя проведение родительских собраний на темы: «Совместная работа семьи и школы по формированию здорового образа жизни. Питание учащихся», «Профилактика желудочно-кишечных заболеваний и инфекционных, простудных заболеваний», «Итоги медицинских осмотров учащихся»; индивидуальные консультации медсестры «Поговорим о диетическом питании»; встреча с родителями врача: «Личная гигиена ребенка».
В столовой Лицея оформлены уголки «Правильная и полезная пища», «Уголок потребителя», где можно узнать следующую информацию:
- режим работы столовой;
- меню;
- инструкции по правилам безопасности в обеденном зале;
- правила поведения в столовой